.
Семинар по госзакупкам, как выиграть тендер, обучение госзакупкам, обучение тендерам, как участвовать в электронных торгах, курсы по теме КАК ВЫИГРАТЬ ТЕНДЕР, поиск тендеров - бесплатно, курсы по 94-ФЗ, семинар по госзаказу, семинар по 223-ФЗ, курсы по ФКС, семинар по 94-фз, семинар по электронным аукционам, электронные торги, продажи b2g и 2b2, семинар по электронным торгам, тендерный специалист, бесплатные книги по тендерам и увеличению продаж b2g- наш профиль
Банк знаний FREE Учебный центр О компании Вакансии
Главная ПОСТАВЩИКУ ЗАКАЗЧИКУ ЭЦП Корпоративное обучение Поиск тендеров Отзывы Контакты
Главная Новости
24.01.11

Доклад Толстобокова О.Н. Новое в госзаказе

Доклад Толстобокова О.Н. Новое в госзаказе

«Размещение государственных и муниципальных заказов на энергосервис»

 

 

 

Толстобоков

Олег Николаевич

 

кандидат технических наук,

доцент МАГМУ

заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия

с территориальными органами Управления контроля размещения

государственного заказа ФАС России

 

 

 


 

 

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпел изменения и Федеральный закон от 21 июля  2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

В частности, в 94-ФЗ была введена новая глава 7.1, регулирующая размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд.

Можно выделить 4 основных аспекта при размещении заказов на энергосервис для государственных нужд:

- обязанности, которые появились у федеральных органов исполнительной власти, в связи с вступлением в силу 261-ФЗ;

- особенности процедуры размещения заказа на энергосервис для государственных нужд;

- условия энергосервисного договора (контракта);

- ответственность за нарушение требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

 

Остановимся подробнее на каждом из них.

1. Обязанности федеральных органов исполнительной власти.

1) Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

 

2) Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 статьи 24  №261-ФЗ ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента. При планировании бюджетных ассигнований для бюджетного учреждения не учитывается сокращение расходов бюджетного учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного в соответствии с частью 1 статьи 24  №261-ФЗ объема.

 

 

3) До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона
№ 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

 

4) Для органов государственной власти является обязательным проведение энергетического обследования. При этом, органы государственной власти обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Закона № 261-ФЗ до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Основными целями энергетического обследования являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

5) Государственные заказчики обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

2. Процедуры размещения заказа на энергосервис для государственных нужд.

В соответствии с ч. 3 ст.56.1 94-ФЗ такие контракты могут заключаться путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, в соответствии с которыми должно осуществляться размещение заказов для государственных нужд, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221) (далее – Правила). Правительством Российской Федерации в Правилах установлены первоочередные требования энергетической эффективности.

В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:

а) товары, указанные в приложении к Правилам (например, машины электрические, изделия автомобильной промышленности, нефть, нефтепродукты, газ и т.д.);

б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (например, бытовые энергопотребляющие устройства с 1 января 2011 года; компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и организационная техника с 1 января 2012 года; иные товары с даты, установленной Правительством Российской Федерации), за исключением товаров, указанных в подпункте «а» пункта 7 Правил;

в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.

Требованиями энергетической эффективности может устанавливаться запрет или ограничение на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

При этом требования энергетической эффективности, вводящие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме государственного заказа на соответствующий вид товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.

Государственные заказчики в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:

1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;

2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).

Кроме того, при размещении заказов необходимо учитывать следующее.

С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания любой мощности для государственных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5  статьи 11 261-ФЗ зданий, строений, сооружений (например, относящихся к объектам культурного наследия, временным постройкам (менее чем 3 года), вспомогательного использования и др.), должны соответствовать требованиям энергетической эффективности.

В составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. При этом срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Исключения, к которым не применяются требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в статье 48 «Заключительные положения» Закона № 261-ФЗ, составляют здания, строения, сооружения вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

1) введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Формирование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис осуществляется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ (т.к. Правительство устанавливает требования к условиям контракта на энергосервис, в т.ч. к условию об оплате такого Контракта). В конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис, включая расшифровку расходов на поставки энергетических ресурсов в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис;

2) подлежащий уплате исполнителю по контракту на энергосервис фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис.

Заказчик в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика, которые могут возникнуть у заказчика в связи с энергосервисом.

При размещении заказа на энергосервис путем проведения конкурса или запроса котировок заказчику в конкурсной документации, извещении о проведении запроса котировок следует указать на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе, котировочную заявку одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта (предложенный участником размещения заказа процент экономии) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ;

2) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником размещения заказа экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи Закона № 94-ФЗ;

3) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником размещения заказа и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником размещения заказа проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ.

 

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 5 статьи 56.1 Закона
№ 94-ФЗ, для определения лучших условий исполнения контракта на энергосервис, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения контракта на энергосервис, а также расходов, которые заказчик понесет по контракту на энергосервис. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 28 Закона № 94-ФЗ в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных статьей 56.1 Закона № 94-ФЗ.

 

При размещении заказов на энергосервис путем проведения аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:

1) цена контракта на энергосервис (процента экономии) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ;

2) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ;

3) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником размещения заказа проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ.

 

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 9 статьи 56.1 Закона
№ 94-ФЗ, победителем аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

 

В случае, предусмотренном пунктом 3 части 9 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ, при заключении контракта на энергосервис победитель аукциона или участник размещения заказа, с которым заключается контракт на энергосервис при уклонении от заключения контракта победителя аукциона, определяет размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении и процент от такой экономии с учетом предусмотренных документацией об аукционе, документацией об аукционе в электронной форме минимальной экономии и максимального процента от такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя аукциона или этого участника размещения заказа.

3. Энергосервисный договор (контракт).

В соответствии с главой 7.1 Закона № 94-ФЗ органы государственной власти обязаны размещать заказы на энергосервис и  заключать энергосервисные договоры (контракты).

Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Понятия энергосбережения, энергетической эффективности, энергетических ресурсов определены в Законе № 261-ФЗ.

Так, под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

При подготовке энергосервисного договора (контракта) необходимо предусматривать следующие обязательные условия:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Необязательные, но возможные условия энергосервисного договора (контракта):

1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

3) условие о возможности определения цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

4) иные определенные соглашением сторон условия.

Заключаются энергосервисные договоры (контракты) в целях экономии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии.

Контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергетических ресурсов).

Государственные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

По общему правилу государственные контракты заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств. При этом, следует обратить внимание, что пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации был дополнен предложениями следующего содержания: «Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).».

При заключении контракта на энергосервис в контракте указывается экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ) или предложенной участником размещения заказа (в случае, предусмотренном пунктами 2 и 3 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ) экономии в денежном выражении таких расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок.

При заключении контракта на энергосервис в нем также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ, предложенный участником размещения заказа процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в контракте на энергосервис, не может изменяться в ходе исполнения контракта.

Обязательством исполнителя по контракту на энергосервис является обеспечение предусмотренной контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении, при этом принимаются во внимание особенности исполнения контракта, определенные в соответствии с частью 17 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ.

Оплата контракта на энергосервис осуществляется исходя из размера предусмотренных контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта.

4. Законом № 261-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях введена новая статья 9.16, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Данная статья по истечении 180 дней после дня официального опубликования Закона № 261-ФЗ.

Статьей 9.16 установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц:

- за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей);

- за несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (административный штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей);

- за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования (административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей);

- за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (административный штраф на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей);

- за размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности (административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей).

 

 

 

 

Срочный семинар по изменениям 94-ФЗ

Наш эксперт по госзаказу





 


Доступные сервисы

Вход / Регистрация