.
Семинар по госзакупкам, как выиграть тендер, обучение госзакупкам, обучение тендерам, как участвовать в электронных торгах, курсы по теме КАК ВЫИГРАТЬ ТЕНДЕР, поиск тендеров - бесплатно, курсы по 94-ФЗ, семинар по госзаказу, семинар по 223-ФЗ, курсы по ФКС, семинар по 94-фз, семинар по электронным аукционам, электронные торги, продажи b2g и 2b2, семинар по электронным торгам, тендерный специалист, бесплатные книги по тендерам и увеличению продаж b2g- наш профиль
Банк знаний FREE Учебный центр О компании Вакансии
Главная ПОСТАВЩИКУ ЗАКАЗЧИКУ ЭЦП Корпоративное обучение Поиск тендеров Отзывы Контакты
Главная Новости
07.02.13

«Честным быть придется»

«Честным быть придется» интервью М.Я. Евраева «Российской Бизнес-газете»

 

От коррупции предлагаются разные лекарства - но в основном в сфере усиления административной, уголовной, дисциплинарной и иной ответственности. Бесспорно, такая ответственность должна быть, но, конечно, в первую очередь необходимо решать проблему не столько усилением ответственности, сколько исключением самой возможности для коррупции. А это дело на самом деле вполне посильное, и "упирается" оно в правила, существующие в стране, т. е. в законодательство.

- Это не означает, что все люди, которые принимают решения на госслужбе, недобросовестны?

- Безусловно. Просто либо мы строим систему, зависящую от человека - честный он или нет, либо мы выстраиваем систему, основанную на правилах, когда хочешь не хочешь, а честным быть придется. Например, действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в сфере государственного и муниципального заказа предоставляло практически неограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у "аффилированных" хозяйствующих субъектов. И поэтому госзаказчики работали по принципу "делай что хочешь, работай с кем хочешь". Вступивший в силу с 1 января 2006 года новый Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" принципиально изменил систему заказа.

По сути, сделан настоящий прорыв в сфере регулирования госзаказа. Введен общероссийский портал, на котором размещается вся информация по государственному и муниципальному заказу от Калининграда до Владивостока, а значит, появился и общественный контроль, и многие СМИ сегодня начинают свой день с изучения того, что покупают заказчики и по каким ценам.

- А с введением электронных аукционов ситуация не изменилась?

- С введением электронных аукционов появилась возможность выигрывать торги без взяток и связей. Да, и уже во многих случаях. Всего за пять рабочих дней путем подачи жалобы предприниматель может защитить свои права, чего и близко нет в других сферах экономики нашей страны. А шесть лет назад этого не было и в госзаказе. Так же, как не было и использования электронно-цифровых подписей, электронного документооборота, единого реестра контрактов и много другого, внесенного 94-ФЗ. Да, многое еще не сделано. И, конечно, далеко не всем нравится, что теперь во многих случаях уже невозможно просто снять трубку телефона и договориться о распределении заказа.

- Закон много критикуют, и, безусловно, в нем есть недостатки.

- Но это закон, который позволил говорить о самой возможности конкуренции и ограничении произвола в этой сфере. Сейчас мы наблюдаем значительное увеличение количества участников размещения государственного заказа, поскольку у предпринимателей такая возможность появилась, а раньше ее в принципе не было.

Вывод простой - возврата к старому быть не должно. Есть проблемы, давайте думать, как их решать, но решать так, чтобы не создавать заведомо коррупционные схемы и не убивать конкуренцию в той или иной сфере экономики. И если уж мы говорим слово "торги", то это должны быть настоящие торги, а не их профанация.

Если мы считаем, что конкуренция в той или иной отрасли отсутствует и конкурентные процедуры проводить бессмысленно, тогда, пожалуйста, давайте примем такое решение и запишем эти случаи в "размещение заказа у единственного поставщика". Но точно неприемлема ситуация, когда мы хотим иметь возможность произвольного выбора поставщика, но при этом пытаемся сделать видимость конкуренции, называя это торгами с особыми условиями.

Наглядно посмотреть, как раньше работала система госзаказа, можно и сейчас на примере крупных компаний с государственным участием. Во многих из них сейчас принято иметь свое внутреннее положение о торгах, "как у всех приличных людей". При этом в подавляющем числе случаев правила таких торгов практически исключают реальную конкуренцию, оставляя решение о допуске к торгам и определение победителя на них полностью на субъективное мнение заказчика, который к тому же потом может произвольно менять условия контракта. Какие же это торги? Это что-то другое, но точно не торги.

- Так с чего надо начинать борьбу с коррупцией?

- По аналогии с госзаказом начинать надо не с усиления ответственности за те или иные злоупотребления, а с введения превентивных норм, которые минимизируют саму возможность возникновения коррупции.

Помимо введения жестких алгоритмов правил работы органов власти необходимо принять непопулярное решение и значительно - в разы - поднять их сотрудникам заработную плату. Только тогда у людей будет создана необходимая мотивация, без которой вся работа во многих случаях строится исключительно на голом энтузиазме или на страхе применения санкций по КоАПу или Уголовному кодексу. Появится приток "свежей крови", без которой рассчитывать на какую-либо профессиональную работу органов власти просто не приходится. Отсюда и проблема пробуксовки любых принятых решений, даже самых правильных. Решения мало принять - их еще необходимо кому-то реализовывать в жизнь. Так вот сегодня этих "кому-то" в органах власти единицы. А так это в основном вчерашние студенты, пенсионеры, "неудачники" или "заинтересованные" лица. И на какой результат можно рассчитывать при таком качестве госслужащих?

 

 

Я глубоко уверен, что для общества нет ничего дороже дешевых государственных органов власти. При этом, конечно, данный вопрос необходимо рассматривать в совокупности с оптимизацией численности, введением открытости в работе, когда вся информация, включая прохождение документов внутри ведомств, должна быть доступна любому гражданину в сети Интернет, формированием уважительного отношения к людям, находящимся на госслужбе, а также введением ответственности за конечные результаты работы. 

 

 

ФАС РФ





 


Доступные сервисы

Вход / Регистрация