.
Семинар по госзакупкам, как выиграть тендер, обучение госзакупкам, обучение тендерам, как участвовать в электронных торгах, курсы по теме КАК ВЫИГРАТЬ ТЕНДЕР, поиск тендеров - бесплатно, курсы по 94-ФЗ, семинар по госзаказу, семинар по 223-ФЗ, курсы по ФКС, семинар по 94-фз, семинар по электронным аукционам, электронные торги, продажи b2g и 2b2, семинар по электронным торгам, тендерный специалист, бесплатные книги по тендерам и увеличению продаж b2g- наш профиль
Банк знаний FREE Учебный центр О компании Вакансии
Главная ПОСТАВЩИКУ ЗАКАЗЧИКУ ЭЦП Корпоративное обучение Поиск тендеров Отзывы Контакты
Главная Банк знаний

Интервью генерального директора ПТЦ "Партнер" на конференции по госзаказу 09.2011г

Сделайте сегодня доброе дело - Перешлите ссылку на эту страницу своим коллегам. Эта информация может быть важна для них!

 

 
 

 - Александр Геннадьевич, Вы уже много лет работаете с госзаказом очень тесно, сами участвовали, являлись организатором закупок… Сегодня выиграть электронные аукцион для малого и среднего бизнеса – это сон, миф или реальная возможность?

Много раз слышал о том, что в госзаказе всё прогнило и пытаться выиграть какой-нибудь тендер бесполезно. И вот, спустя 5 лет после вступления в силу 94-ФЗ государство решило 80% госзаказа осуществлять через электронные аукционы. Конечно, у всех возникает справедливый вопрос: работает ли эта система и какие у неё достоинства и недостатки? Очень охотно помогу разобраться.

История вопроса. С момента принятия 94-ФЗ госзакупки сопровождало множество проблем. Во-первых, сам 94-ФЗ был сам по себе «сырым» документом. В нём было много дыр и лазеек, которые позволяли «нужные» компании допускать, а «ненужные» – выбрасывать из процесса. Вот яркий пример одной из таких «дыр»: с самого начала все торги были «бумажные», т.е. не в электронном виде. По закону участник торгов был обязан пронумеровать все без исключения страницы. Одновременно участник был обязан предоставлять некоторые нотариально заверенные документы. Суть противоречия состояла в том, что если участник торгов нумеровал нотариальные документы – они переставали быть нотариальными, а если он их не нумеровал – он нарушал требование о нумерации. Таким образом, либо за отсутствие нумерации, либо за не предоставление нотариальных документов «ненужного» участника торгов снимали с тендера в строгом соответствии с законом. Чтобы устранить все подобные лазейки в законе, требуется немало времени, но компании не могут остановить бизнес, им нужно продавать.
Вторым важным моментом было отсутствие ответственности госслужащих, отвечающих за госзаказ. Чтобы ликвидировать этот недостаток была разработана система штрафов, взимаемых непосредственно с физических лиц, отвечающих за госзаказ. Размер штрафов теперь довольно существенный, в некоторых случаях размер штрафа доходит до стоимости госконтракта. Для контроля ответственности подключили Федеральную антимонопольную службу, которая может оперативно нагрянуть к госзаказчику с проверкой по «первому свистку» участника торгов (и она это действительно делает, с большим успехом – в этом можно убедиться, имея под рукой нормальный правовой ресурс). Мировой кризис, принесший России массу проблем, в том числе огромный дефицит денежных средств в бюджете, сильно нам помог, запустив эту систему контроля и ответственности в действие.
Никто сегодня не сможет сказать, что в России коррупции нет. Она есть и это неоспоримый на данный момент факт. В любой системе есть слабые места и система госзаказа – не исключение. Для простоты понимания, поясню на примере ГИБДД в Москве.
Многие из Вас водят автомобили и все мы знаем, что многие сотрудники ГИБДД являются коррумпированными.
Проведите эксперимент №1 – промчитесь мимо поста ДПС на Московской кольцевой автодороге со скоростью 139 км/час (превышение допустимой скорости на 40 км/час карается штрафом 300 руб.). Я Вам даю гарантию, что Вас НИКТО И НИКОГДА не остановит. Потому что потенциальный «навар» от 300 рублей очень маленький, а составлять протокол придётся, т.е. другими словами инспектору придётся работать бесплатно, чего он очень не хочет делать.
Эксперимент № 2 (был проведен мной случайно… 4 раза) – превысим скорость на 59 км/час. В 3-х случаях из 4-х я отделался предупреждением, так как сев в машину инспектора, я с ходу сказал: «Виноват, признаю, пишите протокол». После моего вступительного слова выражение лиц каждого из них сообщило мне следующее:
1. Инспектор осознал факт, что денег я 100% ему не дам.
2. Инспектору придётся работать (писать протокол).
3. Инспектору не хочется работать (писать протокол).
В трех из четырех случаев мозг инспектора сделал одинаковый вывод из всех трёх вышеперечисленных пунктов, и выражался он примерно в такой фразе: «Зачем сразу протокол? Есть другие санкции, например предупреждение!».
А теперь самое главное – эксперимент №3, который я категорически не рекомендую проводить: набезобразничать так, что санкция только одна – лишение прав (например, выезд на встречную полосу с пересечением «двойной сплошной»). В интернете, от знакомых и от знакомых этих знакомых Вы наверняка наслышаны о взятках в десятки тысяч рублей, которые пытались получить или даже получили инспекторы ГИБДД. Какой напрашивается вывод? Очень простой – большинство коррупционных махинаций ведутся по-крупному. Никому не хочется сто раз тормозить по мелочи, торговаться за копейки и писать протоколы. Хочется сделать следующее: весь день спать, вечером проснуться, тормознуть кого-нибудь под малым градусом, или пересекающим сплошную полосу, либо же пресечь другое правонарушение, за которое можно лишиться прав. Один раз всё объяснить, предупредить, наварить несколько десятков тысяч рублей и с чувством выполненного долга завершить «трудный» рабочий день.
Всё вышеизложенное не мешает ни мне, ни Вам абсолютно спокойно ездить по дорогам нашей страны, на которых есть и порядочные инспекторы и коррумпированные, стараясь в разумных пределах соблюдать правила дорожного движения и, зная особенности системы, беспрепятственно добираться из пункта А в пункт Б.
А теперь вернёмся к госзаказу: Вы думаете, там работают люди с другой планеты? Да нет, конечно. Всем коррумпированным служащим госзаказа так же не хочется работать. Лишний раз рисковать за копейки никому не надо. Так, например, если сегодня идёт тендер на 1, 2, 5 или 10 миллионов рублей, а завтра на 100 млн. рублей, - угадайте, когда будут пилить? Правильно, - завтра! Так как с 1 миллиона пилить нечего? Ведь давайте посчитаем: средний откат, если верить новостям, интернету и другим доступным источникам составляет 10%. С 1 миллиона это 100 тысяч. Делим на 5 членов комиссии, получаем 20 тысяч на человека. И за все эти незаконные махинации можно лишиться работы, влететь на крупный штраф или даже попасть в места не столь отдалённые. С точки зрения теории вероятности, вероятность попасться на откате возрастает прямопропорционально количеству таких случаев, следовательно, для коррумпированного чиновника логично применять старую поговорку «воровать - так миллион», а не размениваться по мелочам. Для него будет логичнее хорошо подготовиться к одному «левому» тендеру под кого-то и наварить хорошо, чем постоянно, на скорую руку хитрить с небольшими заказами, и в конечном итоге с большой вероятностью попасться.

- Малый и средний бизнес такое положение дел не может не радовать, так как относительно небольшие контракты до 10-15 млн. рублей становятся доступными.

Да, начала действовать реальная система электронных торгов. С июля 2010 года начала действовать, а с января 2011 года внедрена по всей стране новая система госзакупок – система электронных аукционов. С 2005 года это - самая удачная, на мой взгляд, идея значительно повысить доступность государственных закупок для предпринимателей. Что бросается в глаза:
1. Был учтен неудачный опыт внедрения первых электронных торгов, существовавших до конца 2010 года. Многие недостатки были устранены, например, был введен минимальный «шаг аукциона», который дал возможность торговаться не до бесконечности, снижаясь по одной копейке, а, всё таки, в разумных пределах.
2. Функционал электронных площадок достаточно понятный, доступный для понимания «обычному» человеку, однотипный для всех 5-ти площадок. Наш опыт обучения работе на них показывает, что человеку достаточно потратить один день, чтобы разобраться в функционале любой площадки.
3. Заказчику стало гораздо тяжелее лоббировать «свои» компании, так как до последней секунды торгов Заказчик не знает, кто есть кто из участников торгов (а зачастую вообще не знает, кто участвует в торгах).
4. Расширили функции ФАС, контролирующей площадки в режиме «онлайн». Любые недобросовестные действия Заказчика - у всех на виду и как то скрыть их достаточно тяжело.
5. Ограничили число электронных площадок (удобнее искать потенциальные заказы).
6. Участие в электронных торгах (за исключением ежегодного приобретения электронно-цифровой подписи, стоимостью около 5-7 тысяч рублей) теперь бесплатное, оплата производится только при победе (3 тысячи рублей – сравнительно небольшие деньги).
7. Полностью отсутствует бумажный оборот документов, что позволяет оперативно участвовать в любых тендерах на территории РФ (например, московским компаниям теперь не нужно готовить пакет документов и самостоятельно, оперативно доставлять их, предположим, во Владивосток).

- Если сложить воедино всё вышеизложенное, какие выводы Вы делаете?

Во-первых, коррумпированным сотрудникам государственного и муниципального заказчика жить стало гораздо труднее, система электронных торгов показывает «по секрету всему свету» все «неправильные» действия таких сотрудников.
Во-вторых, система штрафов и контроля ФАС работают, и, надо отметить, эффективно работают. Если не верите – загляните в любую правовую систему и сами в этом убедитесь. На сайте ФАСа меня очень радуют отчеты, и радуют звонки моих коллег, которые прошли обучение в нашем центре – они начинают верить в свои силы, знают, как защитить свои права, и за обеспечением госконтакта (как победители аукционов) обращаются через три-четыре недели!
Система электронных торгов (через которые проходят 80% всех закупок), несмотря на небольшие технические недоработки, удобна, доступна и прозрачна.
Госзаказчиков обязали разбивать 20% госзаказа на относительно небольшие закупки, дабы они были доступны малому бизнесу. Само участие в госзаказе бесплатно (за исключением покупки и установки эцп), что позволяет участвовать в таких торгах широкому кругу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поэтому, господа, как бы ни ругали сегодняшнюю систему госзаказа, у малого и среднего бизнеса появился очень хороший шанс расширить зону продаж. Необходимо лишь эффективно управлять затратами и обучить сотрудников работе на электронных торговых площадках, а мы Вам в этом поможем.
Удачи!

 

 

 


Регистрация на Всероссийский Вводный курс по тендерам для поставщиков 

 


Обратно в словарь

 

Сделайте сегодня доброе дело - Перешлите ссылку на эту страницу своим коллегам. Эта информация может быть важна для них!

 

 
 




 

Новости

Архив новостей

Доступные сервисы

Вход / Регистрация